Недавно интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев заявил о том, что получение второго высшего образования в России должно быть бесплатным. Второе высшее становится популярным в первую очередь потому, что экономика развивается, меняется ее структура, появляются новые направления. Мы пообщались с Фаришей Князевой, которая в этом году окончила журфак МГУ с красным дипломом, а сейчас получает второе образование в МПГУ по программе «Теория и практика преподавания литературы». Она уже 5 лет преподает литературу в онлайн-школе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Умскул», помогая ребятам поступить в вуз мечты. За это время Фариша подготовила 474 стобалльника. Она рассказала нам про учебу в университете, работу в «Умскул» и о том, какими должны быть уроки литературы в школе.

– Почему решила продолжить получать образование в МПГУ?
Я преподаватель и хочу делать свою работу профессионально. Нужно иметь образование в сфере преподавания и быть лучшей в своем деле, чтобы мои курсы были лучше. Я хочу понимать как учат преподавателей в университете, иметь теоретическую базу. Сейчас я это делаю по ощущению – по тому, как это нравится моим ученикам и как это эффективно для ЕГЭ.

– Недавно интернет-омбудсмен заявил о том, что получение второго высшего образования в России должно быть бесплатным. Согласна ли ты с его мнением?
Если честно, мне кажется, что любое высшее образование в России должно быть бесплатным, потому что уровень учебного процесса в вузах, не соответствует той цене, которая заявлена изначально.

– Что ждешь от учебы в МПГУ?
Жду хорошие, приятные знакомства с различными деятелями в области литературы, погружение в этот предмет, знания по психологии. Заново пройти материал по русскому языку, потому что многое забыла из орфографии и пунктуации, и хотелось бы все это восполнить.

– Узнала ли ты что-то новое для себя на парах в педагогическом университете?
У меня было не так много пар, но уже очень многое узнала, особенно по психологии. Например, знаю, что на учеников нельзя давить, нельзя осуждать, а на психологии нам это объясняют с точки зрения науки. Или как правильно коммуницировать с учениками разных возрастов. Я занимаюсь в основном с ребятами, которые переходят из этапа детства во взрослую жизнь, поэтому тут нужна аккуратная и грамотная работа. Все это мы обсуждаем на психологии. Нам рассказывают, какие методики преподавания можно применять в изучении литературы. Конечно, многое мне известно, потому что уже пять лет преподаю. Но теперь я понимаю, что правильно обучаю своих учеников. По сути, у меня уже есть филологическое образование, потому что на журфаке в МГУ большой акцент делается на языке и на литературе. А вот педагогического образования у меня пока нет. Очень хотелось бы с точки зрения педагогики и психологии многие вопросы обсудить. И я уже получаю ответы. Например, на педагогике нам рассказывают, как устроен мозг, как он работает. Я рассказываю об этом своим ребятам с точки зрения науки. Это очень круто!

– Можешь поделиться своим первым впечатлением от МПГУ?
В МПГУ была еще в школьном возрасте, в классе восьмом-девятом впервые попала в этот университет. Мне безумно понравилась атмосфера вуза, это очень красивое здание, именно факультет филологии.

– Когда ты только начала работать в «Умскул», тебе было всего 17 лет. Ощущала ли ты тогда страх того, что на тебе лежит большая ответственность перед ребятами?
Конечно, ответственность в 17 лет была просто колоссальная. Ответственность остается и по сегодняшний день, я к ней привыкла. В первое время я ее не ощущала, а просто “работала как не в себя”. У меня даже не было времени об этом думать. Но ответственность есть всегда, потому что нас смотрит огромное количество людей, и мы не имеем права ошибаться, плохо выглядеть, плохо себя чувствовать. И еще важный момент: я работаю в команде, и если я ее подвожу, то она страдает. Поэтому ответственность не только по отношению к ученикам, но и к «Умскул».

– Планируешь ли когда-нибудь оставить преподавание и полностью погрузиться в работу журналистом?
Не знаю, буду ли я когда-нибудь журналистом, мне бы очень хотелось. Но если не «Умскул», то я, наверное, вообще не буду заниматься преподаванием, а пойду в журналистику. Я думаю, у меня все получится.

– Чего, на твой взгляд, не хватает на уроках литературы в школах? Что нужно сделать, чтобы школьники с интересом изучали русскую классику?
Литература очень неинтересно преподается в школе. Помню одноклассников, которым было скучно слушать уроки. Я считаю, что литература должна объясняться на жизненных примерах. Ребята должны понимать значимость изучения литературы, что она им дает. Я на своих занятиях стараюсь говорить, что ЕГЭ – это не вся наша жизнь. И мы литературу изучаем не только ради этого. Литература действительно обогащает человека, делает его жизнь лучше. Человек счастлив благодаря ей. И хотя русская классика достаточно пессимистична, она помогает многое понять в жизни. Поэтому литературу нужно преподавать как жизненный предмет. Обязательно нужно ходить в театры, обсуждать с ребятами постановки. Многое в современном искусстве, современных песнях, фильмах берется из литературы. Очень жаль, что не все ученики это понимают.

– За пять лет работы по подготовке к ЕГЭ по литературе ты выпустила большое количество стобалльников. В чем секрет таких прекрасных результатов?
Мне этот вопрос задают все мои коллеги. Главный секрет заключается в том, что я очень люблю свою работу. Я жуткий трудоголик, реально могу работать днями и ночами. И, конечно, система, которая устроена в «Умскул» и мое умение подстраивать литературу под нее. Также важный секрет – мы с ребятами обсуждаем абсолютно все, что может встретиться на ЕГЭ. Еще я часто анализирую работы стобалльников прошлых лет. Мне уже в первый год повезло – у меня было 25 ребят, получивших 100 баллов.

– Какой совет можешь дать начинающим журналистам?
Главный совет – идти работать. Высшее образование необходимо получать, но параллельно нужно обязательно работать. Если за время учебы вы не наберете контакты, не найдете себя в сфере журналистики, то после учебы вам будет сложно это сделать. Вы должны набрать опыт и связи и попробовать себя в разных специальностях, чтобы в результате не остаться у разбитого корыта.

Алиса Хохлова
Universal Journalists

Фото из личного архива Фариши Князевой

Добавить комментарий