В начале сентября в российский прокат вышел фильм Кристофера Нолана «Довод». Картина принесла создателям колоссальный успех, несмотря на пандемию коронавируса. За последние годы это лучший результат для Нолана: продажи билетов обогнали предыдущие проекты – «Дюнкерк» и «Интерстеллар». В этом материале мы расскажем обо всех хитросплетениях блокбастера, разобраться в которых порой нелегко даже поклонникам творчества Нолана.

Хотя «Довод» и взорвал международный прокат, для многих зрителей фильм оказался тяжёлым для восприятия. В какой-то мере это абсолютно нормально: работы Кристофера Нолана невозможно представить без фокусов с хронологией, иллюзий и прочих хитросплетений. Именно за это зрители и любят его фильмы: они заставляют думать. Чтобы понять происходящее, необходимо смотреть внимательно и вникать в каждый эпизод. Впрочем, в «Доводе» ситуацию усложняет ещё и темпоритм фильма: все события происходят слишком быстро, чтобы в принципе успеть их осмыслить. А между тем – это один из главных приёмов, благодаря которому создателям удалось по-настоящему обмануть зрителя. Можно попытаться мысленно отделить один из временных отрезков, чтобы не запутаться в сюжете, можно посмотреть на всё глазами конкретного персонажа – вы всё равно будете обмануты. «Не пытайся понять, просто почувствуй», – говорит одна из героинь «Довода». Это и есть главный совет зрителю.

Обозначим основные события «Довода»: агент ЦРУ, имя которого для зрителя остаётся неизвестным (в титрах он назван Протагонистом), участвует в спецоперации. Он вступает в организацию Tenet (в переводе – «Довод»), цель которой – предотвратить конец света. От французской учёной Протагонист узнаёт об инверсии – технологии будущего, которая позволяет людям перемещаться во времени. На протяжении всего фильма герой совершает скачки в прошлое и пытается победить главного злодея, от которого зависит будущее всего человечества. Спокойных сцен в фильме практически нет, зато есть постоянные погони, перестрелки и взрывы. Общая запутанность сюжета создаёт напряжённый фон: зритель не может знать наверняка, происходит то или иное действие в настоящем или только-только произойдёт в будущем. А в середине фильма сюжет останавливается и начинает идти в обратном направлении. В «Доводе» вообще многое идёт «задом наперёд»: здесь есть фразы, произнесённые наоборот, есть «парадокс мёртвого дедушки» (если человек отправится в прошлое, чтобы убить своего дедушку, останется ли он живым?). При помощи этих приёмов сценарист играет с сознанием зрителя, и люди реагируют на это либо с восхищением, либо с недоумением. Восхищаются в первую очередь интеллектуальной работой сценариста. Но есть и любители строгой хронологии, для которых сплетение временных отрезков скорее недостаток фильма, чем особенность. Многие открыто признаются: «Я выпал из сюжета и ничего не понял». Какой бы ни была ваша реакция на подобные ловушки, факт остаётся фактом: вас обманули самым неожиданным образом. И лишь ближе к концу, когда картинка складывается в пазл, внимательному и вдумчивому зрителю становится понятно всё, что вызывало вопросы на протяжении фильма. Но до этого ещё нужно дойти.

Иными словами, анализировать «Довод» можно вечно: нет счёта фанатским теориям относительно всех хитросплетений фильма. В любом случае на самые главные вопросы зритель непременно получит ответы. Если он, повторим, будет смотреть внимательно. Кстати, о внимательности: в конце «Довода» можно услышать намёк на сиквел. Один из героев говорит Протагонисту, что они обязательно найдут друг друга в будущем. Увидим ли мы это будущее на экранах? На самом деле непонятно: хоть намёк и прозвучал, не стоит забывать о том, что Кристоферу Нолану вообще-то не присуще снимать сиквелы. Каждый его фильм, как правило, представляет собой законченную историю (за исключением трилогии о Бэтмене). Поэтому, возможно, мы видели Протагониста в последний раз. Тем не менее, создатели позволили зрителю узнать о нём всё, что было необходимо знать. А на такой ноте историю не жалко завершить.

Развитие сюжета в двух временных отрезках, нарушенная хронология, взаимосвязь деталей, фразы, произнесённые наоборот, – это лишь несколько инструментов, при помощи которых Нолан обманул своего зрителя. Если вы смотрели «Довод», то после нашей рецензии вам будет проще понять, что именно ввело вас в заблуждение. А если вы ещё не успели сходить в кино, то убедитесь, стоит ли это сделать. Спойлер – да.

Кристина Хачатурова

7-ая Мастерская

Фото: filmpro.ru

Добавить комментарий