Российская действительность

Хорошую религиозную драму снял Клим Шипенко, очень давно у нас не делали такого качественного кино, в котором, без всякой иронии, торжествуют христианские ценности. Здесь о покаянии, о любви к ближнему, и о бессмертии души, и о метаниях этой самой души, которая ищет и заслуживает суда справедливого, а не суда человеческого. Этот слой может быть не слишком очевиден, но вписан в драматургию он железно.

Именно религиозное содержание этой картины делает финал и показывает нам его достаточно умным и сильным. Сцены после заключительного титра в расчёт не идут, вот это как раз пример финала глупого и наивного, но его можно простить. На первом плане здесь, конечно, социальное — сцена задержания главного героя смотрится с бессильным ужасом, да мы все знаем, что так оно и есть. А что дальше? После несправедливых семи лет в тюрьме, герой попробует жить, а попытайся пожить после того, как нарушено все на чем взращивался человек, но это все содержательное. Помимо этого, фильм удалось выстроить на мелком поле экрана телефона и это достижение. Screenlife в расчёт не берём, потому что screenlife фильмы — это все-таки драматургические упражнения, а вот в «Тексте» экран телефона, действительно, разрастается до киноэкрана. Конечно, без наличия обнаженных сцен, снятых на телефон, этого бы не вышло.

А первоначально фильм не вызывал доверия. Альянс писателя-сценариста Глуховского и малоизвестного режиссера Шипенко ничего не обещал. Лицо Александра Петрова на плакате не вызвало желания обращать внимание на новый фильм. Потом глупые скандалы с так называемой порнографией, от которых попахивало чёрным пиаром. Вдумчивому зрителю плевать, существует ли какой-то треугольник между мужем и реальностью фильма, но на телевидение актеры таскались именно с этим флагом, а глубинный народ тем временем от этого надрывался.
А потом начался прокат «Текста». И в фильме, как и положено стране, в которой любят художественную литературу, проступила вся Россия, главным образом не рабочая сторона с ее моральными и социальными язвами, а демонстрация болезней этих несла конъюнктурой или дешёвым и многозначительным проповедничеством. Русская традиция чернила своими гранями — беззаконие, сокровенный матриархат и общественный “паханат”, народная статья, зона, родные и вонючие пятиэтажки, «ждущая» не дождалась, дожидалась только мать, но семь лет — это семь лет. Это та самая Россия, магазин продуктов с круглосуточной «догонкой», умиротворенный блеск синих огоньков. Но ведь существует Россия и высшая. И иногда внутренняя Россия хочет поговорить с этой похорошевшей Россией.
Мы, конечно, ждём второй встречи героя Петрова с героем Янковского и понимаем, что никакого диалога невозможно, хотя именно его невинному Горюнову и нужно, не месть движет им. Все это растворяется в отличной игре Саши Петрова, а также в прекрасной и мерзкой династийной стати майора Хазина, сына генерала-майора. Петров, из которого зачем-то лепили не весть что, неожиданно легко обернулся не увиденным героем нашего времени.
Вот Глуховский и Клим Шипенко не боятся проговаривать важнейшее: чудовищное расслоение, беззаконие. «Текст» показывает, что к последствиям ведёт беззаконие, показывает на примерах, как человека деформирует и разлагает власть. Этот фильм нужен, чтобы снова проговорить бесконечные русские темы — вечные отцы и дети, вечное преступление и наказание. Конечно, здесь опять чувствуется игра Глуховского в Достоевского, которой подыгрывает и режиссёр. А диалоги со своей совестью, которая является матерью, вроде бы и хороши. Актеру они не в тягость, он здесь справляется совершенно, но все же слишком уж душевны и истеричны эти сцены, слишком уж это «Текст». А оттенен весь этот «пригород ада» чересчур уж благостным спасением невинной души, которая ещё до рождения была обречена на смерть.
Как всегда в русских текстах, ужас сегодняшнего достаточно внятен и могуч, а вот добро на его фоне затерто и банально. Но не добрые дела Александра Петрова делают «Текст» хорошим фильмом, именно обнаруженная вера в бессмертие души вместе с любовью к ближнему своему позволяет не брать этот страшный грех на душу и остаться свободным.
Приятного просмотра!

 

Никита Хидашели

Фото: Кинопоиск
Universal Journalists

Добавить комментарий