Классический детектив

Рецензия на фильм «Достать Ножи»

Режиссер: Райан Джонсон

Райана Джонсона вы можете знать по восьмому эпизоду саги «Звездные войны», а также этот парень снял спин-офф все к той же киновселенной Джорджа Лукаса. Поэтому проблем с постановкой кадра можно было не ждать, все-таки мы имеем дело с резким переходом от необходимости красиво снять космические баталии и драки на световых мечах к достаточно простой задаче — показать актерскую игру. А также вовлечь своей режиссурой зрителя в созданную загадку. Миссия упрощалась ещё и тем, что Джонсон, в принципе, был сам за все в ответе, его роль режиссера расширилась до максимума, так что фильм «Достать ножи» можно справедливо назвать его самостоятельной задумкой и работой. Все, что он мог вытянуть на себе, он вытянул, продумав до мелочей. Вся команда — это фактически сам Джонсон, ему не приходилось обсуждать с кем-то своё авторское видение, советоваться и выпрашивать разрешения снять, как хочет именно он. Пошла ли такая самостоятельность и свобода действий на пользу? Да, определено. Джонсон чувствует себя комфортно, снимая так, как того требует его сценарий. Отсюда мы плавно перетекаем к постановке кадра, с которым все отлично, никаких нареканий. Камеры работают на благо истории, они очень грамотно играют с фокусированием внимания зрителя. Такое ощущение, будто Джонсон нарочно сначала резко завлекает тебя в эту хитросплетенную паутину сюжета, а затем начинает водить за нос так сильно, что ты начинаешь по итогу проглатывать все, что скармливают тебе фокусы камеры. И опять же, это только играет на руку сюжета и всей загадке, ты постоянно концентрируешь внимание на всяких мелких деталях, которые в результате не играют никакого смысла, а лишь запутывают и отвлекают от очевидного. И в то же время, из-за этого ты пропускаешь нечто по-настоящему важное — подсказки, расставленные Джонсоном на протяжении всего фильма. Получается очень забавная игра между режиссёром-сценаристом и зрителем, готовым решать главную загадку — кто же убийца? Джонсон не пытается неожиданно вывалить нам на голову рояль из кустов, делая из детективного триллера, именно детективный триллер. Тем самым, давая любому желающему, попробовать себя в роли сыщика. Заметите ли вы оставленные режиссёром подсказки, разгадав правильные намеки фокусировки камеры или же, подобно мне, попадётесь в ловушки и выстроите настолько грандиозные догадки, что в конце сами от себяразочаруетесь. Продолжая говорить о постановке, можно свести все к общим словам, что снято отлично, без применений каких-то неестественных фильтров, без излишнего погружения атмосферы во мрак, все грамотно, всего в меру, а самое главное ноль клише. Никакого там полнолуния, грозы в ночь убийства, загадочной или напряженной музыки, сухих героев и примитивных диалогов, включая очевидные намеки смены планов камерой. Всего этого нет, наконец-то мы получили не очередной сборник штампов, а полноценную, местами оригинальную современную детективную историю. Расследование, за которым очень интересно наблюдать с первых десяти минут.

Актерский состав картины — это именно то, что так сильно поразило многих, включая меня. На одной сцене собрались самые разношерстные актеры и только после просмотра, я понял, зачем именно Джонсону потребовалось любыми способами заполучить в свою картину так много звёзд. Ответ прост — для создания хорошего детектива, разумеется. Те же самые легендарные романы Агаты Кристи всегда отличались большим количеством разнообразных героев, чтобы увлечь читателя, представить ему как можно больше пищи для размышления и расширить круг подозреваемых, чтобы сужать его постепенно, все неожиданней и неожиданней. Джонсон предлагает огромную палитру из самых харизматичных подозреваемых с каждым из которых, вас умело, последовательно и нетерпеливо познакомят, чтобы вы смогли сами сперва проанализировать мотивы и выстроить первые догадки. Каждый актёр отлично вписывается в свои роли и моментально запоминается, начиная с той блестящей сцены допроса, для которой написаны интересные диалоги, а режиссура работает, как нельзя лучше, позволяя погрузиться без проблем в атмосферу дома семьи Тромби. Хороший детектив требует хорошей актерской игры и у «Достать ножи» с этим все в полном порядке. Одно наслаждение наблюдать за этой мимикой и эмоциями, испытывая эмпатию из раза в раз.

Я был очень сосредоточен и предельно внимателен при просмотре данной картины, но все равно не смог определить убийцу раньше детектива Бланка. Моей главной проблемой было то, что я строил слишком грандиозные теории, ожидая в сценарии фантастических поворотов. Я даже желал эти повороты, хотел, чтобы мне дали загадку века, но в результате все оказалось куда тривиальнее моих ожиданий. Отчасти это хорошо, отчасти плохо. Почему это хорошо? Потому что интрига была сохранена. Джонсон доводит до финала все ещё неуверенного зрителя, он так грамотно ведёт повествования, постоянно путая и отвлекая незаметно от важного, что ты теряешься и строишь невероятные догадки, что тебя и подводит, ведь ты уходишь в иную сторону. Почему же это плохо? Да потому, что по итогу мои грандиозные теории разрушены и приходит осознание, что все было куда очевиднее. Просто я был слеп, не заметил то, что нужно было заметить раньше, для мгновенной разгадки.

Оригинальная ли это история? Да, не смотря на ряд сходств. Криминальная обоснованность здесь проста и очевидна, но при первом просмотре ты просто этого не замечаешь, благодаря этому никуда не исчезает, созданный ещё в самом начале саспенс, ты ждёшь развязки до самого конца, потому что никак не можешь собрать пазл. Джонсон, применяя все навыки режиссуры, умудряется увести вас как можно дальше от истины, при этом откровенно тыча ею вам в лицо. Но это только затруднит вам поиски и заставит дальше смотреть, находясь в привычном напряжении, испытывая то самое знакомое сладкое чувство нетерпения. После просмотра ты ещё долго сидишь и мысленно пересматриваешь фильм, пока все не встаёт на свои места, и только после окончания этого сеанса, ты наконец понимаешь, что из показанного тебе было ловушками, а что наводками.

Пусть после просмотра я не сидел с открытым ртом от удивления и гениальности сюжета, но зато я и не вычислил убийцу раньше срока. Джонсон все-таки сможет вас запутать, хоть и сделает это достаточно приземлённо. В итоге, «Достать ножи» оказывается тем фильмом, который возвращает веру в жанр настоящего детективного кино, которое в последнее время переживает не лучшие времена. Фильм выглядит мощно, смотрится легко с небольшими проколами в виде парочки сюжетных дыр, но говорить об этом без спойлеров невозможно. Посмотреть эту работу стоит, особенно, если вы большой поклонник детективов. Это классический детектив грамотно перенесённый в современный сеттинг.

Приятного просмотра!

Никита Хидашели,

Фото: yandex.ru,

Universal Journalists

Добавить комментарий