Чёрное зеркало: пророчество или сказка?

Люди гоняются за идеалами, забывая, что реальность намного жёстче, чем кажется на первый взгляд. Не малую роль в создании этой «идеологической» погоне играют планшеты, ноутбуки и смартфон. Отсутствие сети дольше получаса у среднестатистического пользователя вызовет нервную дрожь, а человек, не зарегистрированный в сети Инстаграм или не слышавший о смарт-часах, встретит лишь недопонимание и отторжение. Телефон получает огромную, почти безграничную власть над пользователем, соцсети становятся инструментом управления общественным мнением, и даже драгоценные заметки мы доверяем смартфону. Над этим явлением крепко задумались создатели сериала-антологии «Чёрное зеркало» и отобразили возможное влияние стремительно развивающихся технологий на мир. 

На 2019 год в «Чёрном зеркале» пять сезонов — от трёх до шести эпизодов в каждом. Автором сценария выступил Чарли Брукер, британский писатель-сатирик. В каждой серии он создаёт обособленную историю, используя для этого «разный актёрский состав, разные места действий и даже разные реальности». И правда, все эпизоды представляют собой отдельную версию будущего, хотя многие технологии в разных сезонах схожи и часто перекликаются между собой. Так, в одной серии персонажами правит балльная система, где герой с рейтингом ниже трёх помечен как агрессивный и опасный и не может зайти даже в общественное здание. В другой — умершего родственника можно воссоздать с помощью искусственного интеллекта и синтетического тела. В третьей —создать электронную копию себя с собственной волей и чувствами для управления умным домом.

Ни одна история не заканчивается хэппи эндом — и не удивительно: то, что призвано улучшить систему, в итоге разрушает её. Технологии можно обернуть против самого себя, против общества — и каждый эпизод методично и с вызывающим холодный ужас спокойствием доказывает несовершенство каждой возможной в будущем системы. В «Чёрном зеркале» есть серии, снятые на уже происходящие сегодня реалии — «Заткнись и танцуй» о людях, на которых нашли компромат в интернете, или «Осколки» о могущественности соцсетей в решении судеб. 

Стоит упомянуть, что в 2018 году Netflix выпустил интерактивный фильм по сериалу — «Чёрное зеркало: Брандашмыг». Зритель должен сам делать выборы в ситуациях, которые приведут к определённой концовке. Фильм полон отсылок к самому сериалу, и он же пародирует самого себя: заявляя об опасности бездумного использования прорывных технологий, «Брандашмыг» предлагает то же потенциальному зрителю. 

Некоторые эпизоды из сериала уже сбылись — Евгения Куйда, разработчик приложений, создала электронную копию погибшего друга на базе ИИ и основала проект Replika. В эпизоде «Я скоро вернусь» это закончилось печальным опытом, и остаётся лишь надеяться, что в реальности всё повернётся в лучшую сторону. 

«Чёрное зеркало» многократно пародирует и потайные желания людской сущности, и возможные системы управления волей. Оно показывает вероятные пути развития человеческой психики и мышления.  

«Чёрное зеркало» — едкое высмеивание привычек и желаний человека 21-ого века. Агрессивная и порой чрезмерно яркая подача только сильнее заставляет убедиться в этом. Сериал обязателен к просмотру — быть может, мы осознаем эти ошибки раньше, чем совершим их? Жестокость, ставшая нормой в сериале, не должна стать таковой в реальном мире. 

«Я знаю одну компанию, которая может помочь. Мне помогла. Я могу разговаривать с умершим родственником. Ты не бойся, это не какая-то спиритическая ерунда. Он постоянно торчал в онлайне, так что для тебя это идеальный вариант, не заметишь разницы. Это ещё бета-версия, но у меня есть invite. Вводишь в программу чьё-то имя — и она поднимает всю историю его интернет-деятельности. Все «статусы» на Facebook, «твиты», все публичные записи. Система отвечает так, как ответил бы он. Просто скажи ему: «Привет». Если втянешься, получишь доступ к его личным e-mail». 

«7-ая Мастерская»

Полина Иванкевич

Добавить комментарий