Многогранность профессии психолога

Психология пронизывает все существование человечества. Популярность профессии связана со многими факторами: кто-то хочет найти себя, кто-то – помогать другим, кто-то мечтает овладеть навыками управления чужими судьбами. Но так или иначе интерес к врачеванию душ возрастает от года к году. О явных и скрытых мотивах, о педагогических принципах и чувстве юмора мы поговорили с энергичной, позитивной, открытой этому миру Марией Дмитриевной Батаевой, старшим преподавателем кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ. 

— Мария Дмитриевна, почему Вы стали интересоваться психологией? Что повлияло на ваше решение стать психологом? 

Психологией я начала заниматься, потому что по своей натуре крайне неконфликтный человек, и  уже с подросткового возраста мне хотелось понимать людей, а не входить с ними в конфликты. Я хотела понять, почему они так действуют, что вызывает у них агрессию, что вызывает недопонимание между нами. Уже в юношеском возрасте, когда я поступила в университет, я хотела заниматься психологией, потому что на тот мне момент казалось, что если я буду знать психологию, то смогу в своей жизни решить любые проблемы. Поскольку учёба в университете это, прежде всего, фундаментальная теоретическая подготовка и подкрепление практикой, вдохновение пришло от квалифицированных преподавателей, которые мотивировали своим примером: с одной стороны очень много знали, могли ответить на любой вопрос, а с другой –всегда были открыты для вопросов, для них было важно подсказать, направить, соблюдая при этом личностную дистанцию. Они как профессионалы помогали расти. Как и у любого студента, у меня были моменты, когда мотивация к обучению то возрастала, то снижалась, и преподаватели замечали это. Они старалсиь поддержать или во всяком случае интересоваться, почему так произошло, то есть им не всё равно. И когда я увидела, что личность педагога, психолога – практика очень многогранная, мне тоже захотелось стать таким человеком. Человеком, который вовлечён в жизнь других людей, которому не всё равно на жизнь других. Вдохновляет меня в психологии именно то, что она в любом случае пронизывает все сферы твоей жизни и, прежде всего, связана с не безразличием к другим людям. 

Какие большие цели заставляют Вас заниматься педагогической психологией? Вообще в науке есть понятие «педагогическая психология»? 

—  Да, понятие «педагогическая психология» существует, и, можно сказать, мы с этого начинаем в рамках программы нашего бакалавриата. Для меня понятие «педагогическая психология» — это психология учёта педагогом всех тех факторов, которые могут оказывать влияние на развитие личности студента. То есть педагогическая психология смотрит на студента в динамике, как он развивается: каким он был, каким стал, учитывает, какие факторы могут оказать плохое влияние, а какие, наоборот, замечательно сказываться на результатах достижений студента.  

К вопросу о цели. Моя большая цель – это доказать и опровергнуть гипотезу, что сейчас современное поколение – это поколение, которому всё безразлично. Я знаю, что не безразлично. Мне очень хочется, чтобы студенты, которые к нам приходят на факультет, находили здесь себя. То есть глобальная цель – это найти себя в стенах МПГУ. Я хочу, чтобы педагог смог поспособствовать студенту в поиске себя, а студент за годы обучения приобретал чувство уверенности, что он профессионально подготовлен, потому что он выпускается из лучшего педагогического университета страны. Я сама закончила МПГУ и убеждена, у меня нет сомнений в том, что наш вуз лучший!   

Когда Вы решили стать педагогом? 

Это произошло на первом курсе магистратуры, я поехала работать в Центр развития одарённых детей. Подростки с уникальными способностями, которые занимали призовые места на всероссийских олимпиадах, помогли осознать, что мне хочется искать подход к людям и делиться своими наблюдениями и знаниями, которые я приобрела за годы обучения в университете. Убеждена в том, что педагог останавливается в развитии, если постоянно не пополняет знания и не передает их окружающим 

Вам когда-нибудь было трудно и хотелось сдаться в процессе познания психологии? 

Да, конечно. Всегда сложно совмещать теорию с практикой, это не всегда получается быстро. Эту трудность мне получилось преодолеть только благодаря моим наставникам, которые подсказали попробовать себя в разных областях и направлениях, например, в организационной психологии, индивидуальном консультировании, преподавании и т.д. Только благодаря моему научному руководителю  я смогла это преодолеть. 

Повашему мнению, что движет молодыми людьми, которые хотят стать психологами? Что их привлекает в профессии?  

Я думаю, их можно разделить на несколько групп. Первая группа людей убеждена в том, что психология поможет разобраться в своей жизни; вторая хочет консультировать индивидуально на разных этапах развития человека; третья хочет власти, управлять сознанием других людей. 

Какие смыслы Вы хотите донести до студентов через свою деятельность? 

Есть несколько принципов, которых я придерживаюсь. Первое это ответственность за то, что ты делаешь, только с ответственностью ты сможешь стать лидером. Очень важно не оправдывать существующее положение, надо признаться себе, простить себя за то, что ты сделал, и сделать в следующий раз лучше. Второй принцип это гибкость и пластичность, в зависимости от быстроты и скорости обстоятельств. Современное поколение обладает клиповым мышлением и усвоением информации, они могут очень быстро перелистывать чужие ленты в социальных сетях, усваивать новости, но в то же время им сложно быстро меняться к существуюцим условиям. Поэтому моя задача – обучить студентов тому, чтобы они не боялись выполнения большого количества задач, оставаться всегда быстрыми и гибкими. Третье это культурное развитие, потому что должна быть связь культуры с психологией, историей, современными тенденциями, со всем. Без культурного развития, человек станет очень регидным и замкнутым, и любой вопрос сможет оценить только в узконаправленной области. Педагогическая деятельность должна всегда сопровождаться этими тремя ценностями.   

Есть ли у Вас какие-то особые методики обучения, чтобы заинтересовать студентов?  

Я бы хотела обозначить несколько моментов. Первый метод – всегда нужно прислушиваться и быть внимательным к студентам, нужно быть эмпатийным преподавателям и по возможности адаптировать подачу материала исходя из психологического состояния студентов и тех перемен, которые их окружают. Если студенты дают тебе обратную связь, то надо прислушиваться к ним. Нужно, конечно, ещё уметь спросить студентов, чтобы не потерять имидж в их глазах. Второй метод – не бывает тупых и глупых вопросов. Метод заключается в том, что я никогда не отношусь снисходительно, не смеюсь, не злюсь на тех студентов, которые искренне задают вопросы. Третий метод – искреннее уважение к студентам. На мой взгляд, необходимо всегда помнить, что за те методы, которые ты как-то трансформировал, ты должен быть благодарен своим преподавателям и научной школе, в которой ты вырос. И не забывать, что именно благодаря им, ты смог чего-то достичь. А не думать, что ты сам создал что-то особенное. Никогда нельзя забывать о своих предтечах и о тех людях, которые вложили в тебя знания и свои силы, чтобы научить и взрастить в тебе личность. 

Давайте немного себя похвалим. Чтобы Вы назвали своими главными достижениями в процессе преподавания и изучения психологии?   

Мое самое главное достижение в том, что я не боюсь меняться, каждый раз, когда выхожу к новому курсу, к новой группе. Я меняю материал, который даю с учетом последних событий в мире, в университете, не забывая при этом сохранять методологические основы, и главные идеи научной школы, вокруг которых выстраивается вся учебная программа. И в результате я тоже меняюсь, развиваюсь и каждый раз, хочется надеяться, улучшаю свою рабочую программу, этим горжусь больше всего. 

Блиц-опрос 

 

  • Какая Ваша любимая книга?

Августо Кури «Продавец грёз», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Максим Батырев «45 татуировок менеджера» 

 

  • Какое у Вас хобби?

Любование архитектурой, открывание новых мест в Москве.  

 

  • Какие 3 черты характера человека Вы цените больше всего?

Воспитанность, смелость и чувство юмора. 

 

  • Какой жанр кинематографа Вам нравится больше всего?

Артхаус, кино, которое может заставить себя подумать. Фильмы Ким Ки Дук, Педро Альмодовар 

 

  • Ваш день начинается с чашечки кофе?

Нет, потому что это не мой любимый напиток. Мой день начинается с открытия штор, приготовления завтрака и небольшой зарядки, которая помогает мне проснуться. 

P.S. Мария Дмитриевна Батаева: В самом конце интервью я хочу выразить благодарность моему научному руководителю, декану факультета педагогики и психологии профессору Сахаровой Татьяне Николаевне.  

Тхай Ван Ань

Добавить комментарий