У русской литературы всегда были довольно натянутые отношения с юмором. Писатели 18-19 века чаще обращались к трагическим мотивам, а комедии лишь злобно высмеивали пороки да грехи человеческие. После трагических событий 20 века людям нужен был юмор, чтобы выживать. Ведь на самом деле русский человек очень любит посмеяться. Так где-то с середины 20-го века в русскую литературу начинают внедряться юмористические творения. Так русский юмор облекался в письменную форму в виде полноценных художественных произведений. Однако русская литература не может строиться лишь на пустых шутках – юмор в ней гармонично существует с философскими идеями, трагичными моментами и конфликтами.

Пьесы порой читаются очень тяжело. Островский не покоряется с первого раза, а уж про Чехова и говорить нечего, но  пришёл новый человек в драматургию. С лёгкой руки Александра Вампилова читатель осиливает одну, вторую, третью пьесы и не замечает, как пролетает время. Лёгкая, непринуждённая подача – весь залог успеха. Возможно, и скорее всего, проблема «читабельности» пьес классиков в том, что они написаны во времена более далёкие,  языком менее приземлённым. Они были легки и смешны в своё  время, но на смену «Недоросли» и «Вишнёвому саду» пришёл «Старший сын».

Идея обмана авантюрных молодых людей не нова, а вот подача – весьма. Действие пьесы происходит в современных, близких и нам, детям 21 века, реалиях. Это первая галочка в сближении с произведением. Близко, интересно, интригующе. Главные герои пьесы – привлекательные молодые люди – вторая галочка, располагающая читателя к произведению. И самое важное – язык и подача. Вампилов пишет легко, смешно и понятно. В героях можно узнать кого угодно: друга, соседа, родителя, себя в конце концов.

Слово, характеризующее произведение полностью – «располагающее». Пьеса приятна всем : языком, героями, стилем, юмором, манерой повествования. Радует глаз, радует ум. Рекомендовано всем-всем, особенно тем, кто на дух не переносит пьесы.

Юмор, дополненный фантастикой, выходит на совершенно другой уровень. Если наскучил сухой и понятный реализм, то немного волшебства взбодрят и заставят по-новому взглянуть на привычные вещи. Братья Стругацкие – мастера в сфере фантастического во всех смыслах юмора. Повесть «Понедельник начинается в субботу» — абсолютно сказочное, но такое близкое и понятное произведение, которое поможет расслабиться и взглянуть на насущные проблемы с лёгкостью.

По-доброму смешно и легко. Повесть-отдых для тех, кто устал от бюрократии реальности, и ищет спасения в мирах далёких. Повесть-пособие для сохранения нестандартного мышления, для побега от рутины. Все три части повести интересны по-своему, они составляют целостный образ произведения. «Суета вокруг дивана» — экскурсия в мир волшебной науки, заинтересует читателя необычностью идеи, «Суета сует» — о жизни внутри магического мира, наполненного юмором и забавными ситуациями, «Всяческая суета» — «кормит» читателя мыслями более серьёзными, в ней раскрывается один из посылов Стругацких – важность нестандартного мышления и сила воображения необходимы для выживания в образцово-сером обществе.

«Понедельник начинается в субботу» не только радует новым жанром для русской литературы, но и живым, смешным языком, количеством ярких объёмных персонажей. На фоне тучных и грустных произведений послевоенной России эта повесть — глоток свежего воздуха. Что немаловажно за весёлым повествованием находится не пустота, а смысл и посыл читателю. Повесть о свободных людях, способных выбирать, способных мыслить, развиваться творчески, рассуждать и жить.

Под конец 20-го века на арену юмористических произведений выходит жёсткий и грубый «Николай Николаевич» Юза Алешковского. Первая страница – и в глаза х пестрит. Сильно пестрит. От обилия сочных слов и невероятных оборотов. Динамика зашкаливает, мат зашкаливает, зашкаливает юмор – всего помногу и в тему. Удивительно, как из похабщины можно сделать конфетку, уместить в одном произведении пошлость и  трёхэтажный мат, но не потерять высокого качества.

По началу глаз может немного дёргаться от количества нецензурной лексики, но потом к ней привыкаешь. Дальше — больше: бывший заключённый устраивается работать в НИИ, встречает красивую женщину, влюбляется и т.д. Так произведение о любви? Именно так, не иначе. Удивление, интрига, интерес – читаешь не потому, что надо, а потому что интересно.

Алешковский написал книгу о незавуалированной «государственными» писателями и режиссёрами жизни, которая была на самом деле. Если взять данный конкретный случай и через него посмотреть на жизнь того (да и настоящего) времени, то можно узнать такие знакомые ситуации. И вот мат перестаёт резать глаз, а пошлость отходит на второй план.

Возможно не с первого, но со второго-третьего раза вы проникнетесь произведением, ибо оно о нас, о жизни простых людей, о любви!

Все произведения — такие непохожие, с разными историями, идеями и посылами, объединяет то, что они заставляют читателя улыбнуться, а иногда и засмеяться в голос. Тяжёлые размышления о жизненных проблемах уходят на второй план, разум освобождается от бремени гнетущих мыслей. Такой умственной разряде способствует лишь юмор, потому-то так важно его присутствие в жизни каждого, потому долго еще будут жить юмористические литературные произведения.

 

Ксения Романова

Universal Journalists

Добавить комментарий