Тенденции современной политики

Жизнь неумолимо движется вперед под упорным давлением научно-технического прогресса. Информационные технологии преобразуют все сферы общественной жизни, в том числе и область государственного управления, где уже сейчас заметен качественный скачок в сторону нового мирового тренда «e-government ». Современные системы федеральных органов исполнительной власти России движутся по пути инноваций и качественных изменений, создавая при этом активные каналы коммуникации между населением и власть. Для своевременного, точного и добросовестного управления страной с учетом «народных поправок».

Тенденция дигитализации или, проще говоря, становления информационного общества уже преобразовало сферу исполнительной власти: коммуникационный процесс между обществом и гос органами стал намного проще. За счёт современных информационно-коммуникационных технологий процесс обратной связи стал доступнее не только для населения, но и для самих представителей власти. Ведь по сути информатизация власти — это первый шаг на пути к так называемой Системе государственных органов Будущего, где взаимодействие общества с органами не требует непосредственного контакта, и при этом быстрота и своевременность реакции не страдает.

Одним из важнейших проектов, направленным на преобразование системы управления и уровня жизни в целом, является «Активный гражданин». Специфика портала заключается в качественной обратной связи: представители исполнительной власти получают достоверные статистические данные по результатам своей работы. В основ статистики ложатся уже не сухие факты, а живой и актуальный отклик граждан, которые лично участвуют в процессе модернизации системы, совершенствовании недостатков окружающей среды и решении важных социальных проблем.

Безусловно, тенденция дигитализации понятна далеко не всем. Многие категорически отрицают движение на пути к электронному правительству, исходя из консервативных представлений о формах взаимодействия между обществом и гос структурами. Старшее поколение ввиду предвзятости и опасений предпочитают привычную коммуникацию с органами власти по средством личного контакта с представителями. Однако процентное содержание такого населения с каждым годом становится всё ниже, так как уровень информационной грамотности о всему миру неумолимо возрастает.

Переход из офлайн к онлайн-режиму — самая важная трансформация нашего времени. Дигитализация коснулась всех сфер без исключения. В соответствии со стратегией развития информационного общества в РФ к 2018 году уже 70% всех государственных услуг в России должно предоставляться в электронном виде. «Е-government»поможет системе органов власти оптимизировать процессы реализации своих функций и осуществления полномочий.

Реализация мероприятий по развитию электронного правительства началась в 2002 году с принятием Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» и продолжилась в рамках государственной программы «Информационное общество (2011- 2020 годы)». С 2010 года приоритетным направлением стало предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Помимо выше упомянутого проекта «Активный гражданин» известна и масса других программ по реализации системы электронного правительства. Так, например, базу составляет Единый портал государственных и муниципальных услуг. С момента создания он стал важнейшим каналом электронного доступа. Теперь каждый пользователь может найти информацию по ведомствам в одном месте. К сайту подключены: МВД, ФНС, МЧС, ФСС, ПФР, ФССП, Росреестр, ФДА, ГУВМ МВД и другие государственные ведомства. Портал обеспечивает возможность для заявителей подавать заявления в электронной форме на получение государственных услуг, получать в электронной форме информацию о ходе рассмотрения заявлений, а также юридически значимый результат рассмотрения заявления. Кроме того, пользователь может в электронной форме оставить отзыв о качестве предоставленных ему услуг.

Впрочем, те услуги, которые предоставляет Госуслуги.рф, уже сейчас можно получить на персональных сайтах других ведомств, которые в рамка программы элеронного правительства были вынуждены перевести процесс взаимодействия с населением в цифровой формат. Занимать затемно очередь, чтобы с утра попасть на регистрацию, теперь не нужно. На столичном сайте ГИБДД после подачи заявления выделяется электронная очередь, что существенно экономит время. Ведомства широко используют возможности интернет-сайтов для размещения информации о своей деятельности, а также для предоставления электронных услуг и обеспечения интерактивного взаимодействия с гражданами и бизнесом (электронные приемные).

Перечисленные выше проекты полностью поменяли механизмы функционирования органов государственной и муниципальной власти с документами и данными, в том числе механизмами их аналитической обработки. Всё это качественно отразилось на преобразовании жизни граждан.

Алена Бурдина

TO «WAY»

Добавить комментарий