Зачем нам память о ГУЛАГе

Сейчас, постепенно восстановившись после войны, пережив возрождение страны после тяжёлого послевоенного времени, люди чтут  память о ветеранах того периода. Мы принимаем и уважаем историю нашей страны, правдивую историю. Война затронула каждую без исключения семью России, история касается каждого человека нашей страны. Так зачем нам сейчас память о ГУЛАГе? А зачем нам память о войне?

Те, кто борется за умалчивание правды о репрессиях и других «тёмных» периодах послевоенного времени, считают, что Александр Солженицын – Родины предатель. Такие люди с радостью бы восприняли удаление из истории фактов, «чернящих», как они считают,  Россию. Оставили бы лишь подвиги правителей да военные победы. Но умение принимать правду, умение любить Родину, помнить и чтить её историю – вот что истинно бесценно.

Если опустить лирический патриотизм, то зачем сейчас воскрешать память о ГУЛАГе? Сколько судеб было сломано, когда репрессированных, часто невинных, людей отправляли в лагеря? Наших соотечественников, воевавших за Родину на Великой Отечественной войне. Сколько людей в этих лагерях погибло. Сколько семей осталось без отцов, сыновей, братьев. Зачем помнить об этом?

Сейчас, когда каждый имеет возможность составить своё генеалогическое древо до прародителей, воскресить память о своих предках, появляются большие трудности в поиске информации о родных, живших в послевоенное время. Документация просто-напросто уничтожена. Невозможно найти даже учётные карточки людей, отпущенных из лагерей. Все стёрто. Официальное число людей, прошедших через ГУЛАГ равняется 20 839 633 человек. Страшно представить, что целый город просто вычеркнули из истории.

«Родины предатель» Александр Солженицын побывал в заключении не в одном лагере. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан не только на основе писем и воспоминаний заключённых, но и на основе собственного горького опыта. Имеют ли современные люди, живущие в мирное время, осуждать и вообще судить Солженицына? «Опыт художественного исследования», как называет своё творение  Солженицын, писатель посвятил таким же, как и он сам,  жертвам репрессий. Много лет «Архипелаг» ждал публикации – Солженицын боялся, как бы не сказалось его произведение а судьбах ещё живых заключённых, как бы оно не усугубило их тяжёлую ситуацию. За «опыт художественного исследования» Александр Исаевич был лишён российского гражданства, изгнан из страны и обвинён в измене Родине. А во время перестройки, точнее в 1990-м году, ему вернули гражданство и в декабре того же года ещё и Государственную премию РСФСР вручили, задобрили. Иронична судьба Солженицына.

Не знаю, насколько возможно выделить из произведения самые яркие его отрывки. Оно в своей цельности вызывает бурю эмоций, заставляет проживать его. В «Архипелаге» жёстко критикуется власть, правящая верхушка, царствующая в России в послевоенное время. Самое страшное, что говорит Солженицын:

«Это волчье племя — откуда оно в нашем народе взялось? Не нашего оно корня? не нашей крови? Нашей. Так чтобы белыми мантиями праведников не шибко переполаскивать, спросим себя каждый: а повернись моя жизнь иначе — палачом таким не стал бы и я? Это — страшный вопрос, если отвечать на него честно.»

Честно? Многие не осмелятся и задуматься над этим вопросом. А Солженицын задумался. И это действительно страшно – отбывая наказание в лагере, куда попал благодаря власти, понять, что, имея силу такую же, как у «верхов», вряд ли сам бы поступил иначе.

Ещё один момент, который заставил задуматься о горькой правде, актуальной и сейчас, это вопрос справедливости:

«Нас просвещают и готовят с юности — к нашей специальности; к обязанностям гражданина; к воинской службе; к уходу за своим телом; к приличному поведению; даже и к пониманию изящного (ну, это не очень). Но ни образование, ни воспитание, ни опыт ничуть не подводят нас к величайшему испытанию жизни: к аресту ни за что и к следствию ни о чем.»

Здесь то, что мы боимся признать. Никто не застрахован от несправедливости мира. Никто не защитит нас от ложного обвинения, если оно угодно вышестоящим. Никто не спасёт нас от незаслуженного наказания, если его признают вышестоящие. Никто. И к этому невозможно быть готовым.

«Архипелаг ГУЛАГ» изменил судьбу своего автора, открыл глаза многим, очень многим россиянам (и не только). Произведение горькое, до колкости правдивое и страшное. Александр Исаевич выполнил свой долг перед живыми и умершими. Так надо ли помнить об этом?..

 

Ксения Романова

Universal Journalists

Добавить комментарий