Частный — не значит плохой

Частное образование в России носит неоднозначный характер. Многих родителей не устраивают общеобразовательные школы, но отдавать своих детей в частные учебные учреждения они боятся. Корреспондент «7-ой Мастерской» пообщался с преподавателем начальной школы Пушкинского Лицея экономики политики и права Еленой Карташевой и выяснил, почему «частникам» легче учиться и существует ли у них какие-то различия в учебной программе.

7: Как вы находите подход к детям?

ЕЕ: Кнутом и пряником. Если быть честной, я не уверена, что дети полностью мне доверяют. Но самое главное и самое простое правило – их никогда нельзя обманывать, потому что ложь открывается очень быстро. Прежде всего нужно пытаться всё объяснять, отвечать на их вопросы полными предложениями безо всяких сюсюканий. Плюс ко всему прочему: чтобы детей заинтересовать, учитель и сам должен быть интересным человеком.

7: Что учитель должен сделать, чтобы быть интересным?

ЕЕ: Сейчас дети всегда впереди учителя. В технической сфере, как минимум. Для них адаптация к интерактивным доскам, презентациям, мультимедийным проектам проходит намного быстрее, чем для нас. Наша задача – быть на их волне, не упускать ничего нового и, соответственно, всеми возможными способами научиться работать с компьютером. Но это относится только к представителям старой школы. Нынешним выпускникам педагогических вузов намного проще. Они живут в этой среде в прямом смысле этого слова.

7: Вы преподаете только по учебникам?

ЕЕ: Нет, всегда приходится искать что-то дополнительное. Учебники зачастую бывают скудно написанными и не интересными. В начальной школе учатся дети в возрасте от 6 до 10 лет, они просто не могут воспринимать сложные предложения, написанные взрослыми. Приходится делать яркие презентации и показывать их на интерактивной доске.

7: До того, как перейти в частный лицей, вы работали в общеобразовательной школе. Существуют ли между ними отличия?

ЕЕ: Если говорить об образовании, то разницы никакой нет. Всегда всё зависит от учителя, в частности, планирование процесса обучения. Основные отличия – это небольшое количество учеников в классах. В классах частного лицей учатся от 4 до 16 человек. Ну и обучение, разумеется, является платным.

7: Мало учеников – это хорошо или плохо?

ЕЕ: По моему мнению, это хорошо. Легче уделить внимание каждому и проконтролировать его работу. 15 и 30 детей – это всё-таки большая разница. К тому же, в любом классе всегда есть активная часть ребят. Там, где изначально учатся 30 человек, занимаются в полную силу всё те же 15. В маленьких классах проще привлечь к работе каждого ученика. В частных лицеях обстановка спокойнее и уютнее. Можно сказать, что она домашняя. Дети хорошо знают друг друга, и нет таких случаев, когда они не ладят или соперничают между собой.

7: Как складываются Ваши отношения с родителями?

ЕЕ: Тяжелее, чем в обычной школе, потому что родителей видишь чаще. Это во-первых. Во-вторых, требования, которые выдвигают родители к платному образованию, намного выше. Конечно, у нас есть общий чат, в котором постоянно обсуждаются актуальные вопросы. Родители максимально включены в процесс и всегда помогают, когда это требуется. Если оставаться человеком, то всегда можно найти контакт.

7: У лицея, в котором Вы работаете, есть экономическая направленность. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

ЕЕ: С первого класса мы преподаём основы экономики и риторики. Может показаться, что учить детей в начальной школе таким дисциплинам слишком рано. На самом деле это не так. Ребятам сама жизнь помогает знакомиться с понятиями экономики. Их повседневный опыт намного лучше, чем то, что предлагает учебник. Хотя в нем нет ничего сверхъестественного. Дети читают обычные сказки, в которых главных герои узнают основные экономические понятия. Например: экономика, бартер, потребность. После уроков, когда ребята идут с родителями в магазины, даже разглядывание ценников становится для них интересной игрой. Плюс ко всему прочему, многие родители, которые приводят к нам детей, — предприниматели. Поэтому ребята в любом случае видят, как это всё работает в реальной жизни. Соответственно им легче разобраться в профильных предметах.

7: Как дети отдыхают?

ЕЕ: В нашем классе есть ковёр, на котором ребята любят играть во время перемены. Они там раскладывают настольные игры и обычные игрушки. Но специально никаких развлекательных мероприятий мы не проводим. Есть какие-то запланированные праздники: День учителя, Новый год, 8 марта и прочее. На что-то дополнительное просто не хватает времени. Мы всё-таки учимся. Правда есть замечательные традиции – обязательно ходим все вместе в кино. Это помогает сплочению коллектива. А ещё очень любим походы. Если условия позволяют, и Администрация даёт разрешение, то мы обязательно отправляемся на пикник. Запланированные праздники тоже стараемся проводить весело и часто приглашаем артистов. Например, студенты пушкинского музыкального колледжа – наши частые гости. Да и сами дети всегда стараются привнести что-то новое в каждое выступление.

7: Какие минусы частного образования Вы можете назвать?

ЕЕ: У нас иногда возникает проблема на уровне восприятия. Я имею в виду то, что частные школы живут обособленно ото всех остальных. Соответственно, на каких-то городских мероприятиях к нам отношения совсем другое: нас не так часто приглашают, сторонятся и очень удивляются, когда у нас что-то получается лучше, чем у общеобразовательной дружины. Они ведь друг с другом постоянно взаимодействуют, знают наизусть все возможности, приёмы и хитрости. А мы люди новые. Если говорить в целом о системе… Не всегда качество образования соответствует тем деньгам, которые вложены в него. К тому же не все частные школы придерживаются федерального образовательного стандарта. Это значит, что после окончания школы может и не быть всех нужных знаний для поступления в вуз. Но я с таким практически не встречалась.

7: Вы работаете в школе уже 35 лет. Был ли какой-то период, когда дети сильнее всего тянулись к знаниям?

ЕЕ: Дети не меняются: всегда есть те, кому интересно учиться, и всегда есть ленивые и пассивные ученики. Сказать, что в какой-то конкретный временной отрезок дети были умнее, — трудно. Различия только в способах получения информации. Совсем другой вопрос в количестве информации, которую дети могут сохранить в своих головах. Во всех предметах есть определённые обязательные знания. Не всем они даются. А способности у детей всегда были, есть и будут.

Виктория Карташева,

«7-ая Мастерская»

Добавить комментарий